Статья Сергея КАРАМОВА о художнике МАРГАРИТЕ СЮРИНОЙ
Фестиваль «Арт-ноябрь» привлекает завсегдатаев и музыкой, и кино, и поэзией, и конечно же выставками.
Не может не увлекать идея соединения искусств, это своеобразная провокация, позволяющая менять угол восприятия — и зрительского, и слушательского, возбуждать новые свежие эмоциональные состояния. Концерты камерной музыки и выставки в небольших залах — это тоже чрезвычайно привлекательно… Фестиваль возвращает к совсем иной связи зрителей с музыкантом и с художником — к связи личностной. Как это ни парадоксально, профессиональное высказывание Артиста в таком контексте становится более глубоким и масштабным.
На всех площадках «Арт-ноября» то-есть там, где проходят музыкальные концерты, будут представлены работы семи художников. 1 ноября фестиваль открылся вернисажем Ирины Мащицкой (Россия — Великобритания) в Институте искусствознания. Все «действие» ее выставки проходит под знаком двух больших полотен — «Благовещение» и «Сила судьбы» Каждый зритель волен по-своему подумать на тему, что есть сила судьбы: неотвратимость или возможность преодоления?..
«Любая благая весть может закончиться, условно говоря, Голгофой. Но и нет ведь более высокого примера преодоления судьбы, чем путь Христа, — размышляет куратор выставочной программы фестиваля Натэлла Войскунская. — И нет более точной переклички с этой темой, чем «Квартет на конец времени» Мессиана, стоящий в программе «Арт-ноября»…
Многие участники нынешнего фестиваля связаны с Россией, хотя они либо живут за рубежом, либо подолгу работают там. Таким образом, тема судьбы, раскрытая в монументальных, «заряженных» мощной энергией цвета картинах Мащицкой, приобретает особое звучание Маргарита Сюрина, ученица Таира Салахова. долгое время провела во Франции. На ее выставке в Музее М.И.Цветаееой французская тема перекликается с музыкой Равеля, Дебюсси, Пуленка в исполнении Мурада Гусейнова — азербайджанского пианиста, ныне живущего во Франции; российская премьера «Носферату. Симфония ужаса» сопровождается экспозищей чернобелой фотографии обосновавшегося в Словакии Эдуарда Сомова; выставка «Очарованная странница» Ольги Лисенковой созвучна разнообразной программе флейтового квартета «Сиринкс» совершающего путешествие по музыкальным эпохам. Пейзажи Екатерины Вороны — это пронизанные музыкальными мелодиями романтические прогулки по паркам и садам. Лора Верювская (Израиль) будет представлена а Институте искусствознания оммажем Дягилеву, сумевшему 100 лет назад создать культурное пространство, в котором объединились творческие усилия великих музыкантов, художников и артистов, -именно то, к чему сегодня стремится Фестиваль «Арт-ноябрь». У художника Веры Коршуновой особые отношения с музыкой: на одном из фестивалей она писала прямо на концертах, а затем переработала свои музыкальные впечатления в большие полотна для показа на посвященном Генри Перселлу концерте трех контратеноров.
Благородное начинание XVI «Арт-ноября» — выставка работ учащихся Детской художественной школы № 1 имени В.А.Серова и Художественного лицея при Академии художеств. Юных живописцев «поддержат» столь же юные музыканты. Участие в таком замечательном фестивале поможет молодым дарованиям понять их творчество — не только муки одиночек в поисках абсолютной гармонии, но и общий порыв людей, наделенных редким талантом раскрывать миру то, что в житейской суете не всегда удается разглядеть и расслышать.
Сергей КАРАМОВ